2017/10/17

Лукойл и Shell увидели перспективы в развитии зарядной инфраструктуры для электромобилей

В настоящее время в России  по оценке Федеральной антимонопольной службы 15 000 АЗС, из них только около 40% принадлежит нефтяным компаниям, остальное – независимым, но по показателю пролива (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная, нефтяники продают больше: их доля в продажах – около 60%.
В тройку компаний, владеющих крупнейшими сетями АЗС в России, входят "Роснефть" (2897 заправок), "Лукойл" (2603), "Газпром нефть" (1244).
Представитель «Роснефти» не ответил, будет ли компания увеличивать розничную сеть. "Лукойл" не рассматривает вопрос значительного увеличения АЗС в долгосрочной перспективе, экстенсивный путь развития уже пройден, массового ухода из регионов тоже не будет, говорит представитель компании.
"Долгосрочная стратегия "Газпром нефти" предполагает незначительный прирост числа АЗС, приоритет – повышение эффективности", 
– сообщил директор по региональным продажам Александр Крылов. Shell (более 220 АЗС) планирует увеличивать сеть, говорит представитель компании: 
"До конца года мы откроем заправочные станции в Нижнем Новгороде и Самаре. Shell рассматривает Россию как один из самых приоритетных регионов для развития сети АЗС".
Когда развивался розничный сектор, АЗС строили где придется, рассказывает руководитель Российского топливного союза Григорий Сергиенко: 
"Главным было поставить колонку. Считали, что бензин будет всегда. Оказалось, что нет. Научились, лишь когда в начале 1990-х в Россию пришла ВР. Она показала, как надо выбирать место для АЗС, анализировать спрос на топливо и т. д.,Так и действовали потом нефтяники – скупали, что было выгодно с точки зрения расположения, пролива и доходности заправки, и сейчас вне их внимания остались АЗС, которые мало привлекают".
 Махонин говорит, что в последнее время доля независимых заправок сократилась несущественно. Для увеличения доходности бизнеса, компании начали внедрять у себя на АЗС розничную торговлю и точки общепита . В 2016 г. "Газпром нефть" продала 21 млн чашек кофе на заправках. 
"Все кофе-машины на наших АЗС также управляются из единого автоматизированного центра, который следит за соблюдением рецептуры и числом проданных чашек,
 – говорит Крылов. 
 Продажи кофе неизменно растут. За первые восемь месяцев 2017 г. выручка от продажи кофе достигла 1,7 млрд руб. – это на 22% больше, чем за тот же период прошлого года".
Розничный бизнес неинтересен – инвестиционная привлекательность низкая, отмечает Сергиенко. Времена, когда зимой, хоть и при низком спросе, маржа достигала 30–35%, ушли в прошлое, сейчас она 13%, а если вычесть затраты на содержание бизнеса, то рентабельность уходит в нулевую зону, говорит ведущий аналитик "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков.
Из-за снижения рентабельности "Лукойл" думал о продаже трети АЗС, но отказался от идеи. 
"В 2017 г. розница впервые столкнулась с резким снижением рентабельности, 
– констатирует Крылов. 
 Но нигде в мире розница не остается центром прибыли нефтяных компаний". 
Для увеличения рентабельности нужно снижать издержки и получать дополнительный доход от эффективной организации ритейла, считает Крылов. Для "Роснефти" продажа сопутствующих товаров имеет приоритетное значение, говорит ее представитель: за два года продажи сопутствующего бизнеса выросли на 20%, стратегия предусматривает увеличение продаж вдвое за 3–5 лет.
Продажи в магазине и кафе приносят Shell около трети прибыли.
По оценке "Газпром нефти", сотрудничество с ритейлером позволяет за счет дополнительного трафика увеличить продажи топлива на АЗС на 5%.
"Лукойл" считает, что подход к заправке может измениться с развитием электромобилей. Для зарядки электромобиля требуется время (быстрая зарядка – 10–20 минут, а медленная – 8–10 часов), следовательно, вырастет время пребывания клиентов в кафе и магазине. 
Ориентировочное время заряда Tesla с 0 до 80% – 25–30 минут с использованием быстрой зарядки, говорит представитель Shell. Компания видит потенциал развития в установке зарядок – их стоимость варьируется от 0,8 млн до 3 млн руб., но пока только на междугородных трассах.
У "Лукойла" более десятка зарядных станций, их число будет расти, сообщил представитель компании.
По данным «Автостата», на 1 июля 2017 г. в России был 1121 электромобиль.
Источник: Ведомости

Комментариев нет:

Отправить комментарий