2018/05/05

Минэкономразвития опубликовало стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года

Документ, который опубликован на сайте кабмина 4 мая, в Минэкономразвития готовили более двух лет. Он разработан по поручению президента Владимира Путина, которое глава государства дал ещё в январе 2016 года после проверки эффективности мер по ускорению процессов импортозамещения в автоотрасли. В отличие от предыдущей стратегии, которая была рассчитана на 2010-2020 годы, в новой особое внимание уделили развитию электротранспорта, без которого мы безнадёжно отстанем от общемировых тенденций. По оценкам Международного энергетического агентства, общее количество электромобилей к 2020 году достигнет 20 миллионов, что составит около 1,7 процента автопарка в 2020 году, а доля электромобилей в автопарке Европейского союза может составить в среднем около пяти процентов. В России, по данным аналитического агентства "Автостат", на 1 января 2018 года насчитывался 1771 электромобиль семи моделей, зарядных станций на всю страну пока всего 130.
"Целевое видение российского рынка электромобилей подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на четыре-пять лет. Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь 1-1,5 процента (15-25 тысяч автомобилей)", 
- говорится в тексте Стратегии.
Если в ближайшие пару лет можно говорить только о премиальном сегменте из-за высокой себестоимости батарейных блоков, то в 2020-2025 годах может подключиться и средний ценовой сегмент, что поднимет продажи электромобилей до четырёх-пяти процентов от общего объёма
"Темпы роста продаж электромобилей после 2025 года во многом будут определены развитием зарядной инфраструктуры в регионах Российской Федерации", 
- отмечается в Стратегии.
"Электротранспортом надо срочно заниматься. Например, Китай делает на это направление основной упор. Вопрос не в самом электромобиле, кузов сделать - не вопрос, а вот над ёмкими и морозоустойчивыми аккумуляторами учёным и конструкторам придётся поработать. Сейчас нас опережают не только китайцы, но и белорусы с их батареями, и чтобы не отставать, придётся делать рывок", 
- отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов.
Покупатели инновационных автомобилей должны быть уверены в том, что они смогут его обслуживать и заряжать, эксплуатировать в течение длительного времени, чтобы окупить вложения, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина.
"Именно поэтому в новой стратегии сделан акцент на мерах, направленных главным образом на сокращение стоимости владения и повышение удобства пользования электромобилями. Необходимо помочь более прогрессивным современным технологиям выйти на рынок, проявить свою зрелость, подтвердить экономический эффект и снизить экологическую нагрузку",
 - отметила законодатель.
Одним из главных механизмов, с помощью которого власти собираются наращивать производственный и научный потенциал, станут технологические консорциумы. В них будут консолидироваться усилия государства, автопроизводителей, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций.
Российским учёным и конструкторам предстоит работать над улучшением характеристик батарей для электромобилей, повышением безопасности их эксплуатации, решать вопросы структурной совместимости с традиционными автомобилями. Придётся подумать и о том, как защищаться от электромагнитного излучения, предотвращать аварийные ситуации из-за низкого уровня шума электродвигателя.Простимулировать спрос на электромобили помогут такие меры, как льготы по транспортному налогу и введение экологического налога, бесплатная парковка в черте города, доступ на полосы для общественного транспорта и скидки при пользовании платными участками дорог, бесплатная зарядка на общественных зарядных станциях, льготный тариф при страховании гражданской ответственности.
Без поддержки не оставят производителей компонентов электромобилей, в том числе элементов питания и батарейных блоков. В Правительстве надеются на приход иностранных компаний с глубокой локализацией и ориентацией на экспортные рынки сбыта.
 "В ином случае внутренний рынок не будет обладать достаточной ёмкостью для обеспечения эффекта масштаба и достижения конкурентоспособной стоимости батареи", 
- поясняется в тексте документа.
Чтобы развивалась зарядная инфраструктура, предусмотрят субсидии для различных видов оборудования и типов владельцев, например, для потребителей домашней зарядной станции и объектов розничной торговли. Налоговые льготы получат владельцы и операторы зарядной инфраструктуры. Они могут включать льготы по налогу на имущество, НДС и налогу на прибыль, скидки по тарифу на электроэнергию.
Кое-какие изменения придётся внести в нормативную базу. Чтобы устранить пробелы, потребуется добавить понятие "зарядная колонка (станция) для транспортных средств с электродвигателями" в правительственное постановление от 29 октября 2009 года № 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", предусмотреть ответственность владельцев автомобильных заправочных станций за фактическое отсутствие таких точек. А Градостроительный кодекс дополнят требованием по обязательному оснащению новых объектов недвижимости необходимой инфраструктурой для подключения зарядных станций или минимальному количеству зарядных станций на единицу площади застраиваемой территории.
При перечисленных в Стратегии мерах поддержки добиться роста продаж на 50 процентов ежегодно не получится, прогнозирует автоэксперт Алексей Дмитриев.
"К сожалению, стратегия не предполагает отмену таможенных пошлин на электромобили, а только это помогло бы снизить их цену на 20-30 процентов. Предложенные меры в основном связаны с обслуживанием и стоимостью владения авто на батарейках, но это сейчас не главное препятствие. Первоочередная задача стоит в развитии зарядных станций, а у нас их, считайте, что нет. К примеру, в Германии около шести тысяч, и то местные власти считают такое количество преступно малым. А у нас в Москве всего около тридцати стабильно работает, а станций быстрой подзарядки нет вовсе",
 - пояснил Дмитриев. Редактора интернет-издания "Транспорт в России" Павла Яблокова беспокоит, что развитию общественного электротранспорта в Стратегии уделено всего одно предложение:
 "В перспективе возможна замена троллейбусов электробусами в качестве наиболее экологичного вида транспорта". 
Он напомнил, что в Транспортной стратегии России на период до 2030 года говорится о том, что недостаточно используется потенциал развития скоростных видов транспорта, которые способны переключить на себя часть пассажиропотока личного автотранспорта.
Источник: "Парламентская газета"

Комментариев нет:

Отправить комментарий